Зачем нужна блокировка вилки?

Читайте как пользоваться блокировкой вилки, важно ли её иметь и когда она действительно нужна.

В каких случаях используется блокировка вилки?


Блокировка используется для избежания раскачивания вилки. Раскачивание происходит при ускорениях, резких стартах, обгонах, силовом педалировании и езде стоя. В этих случаях, при передаче крутящего момента на трансмиссию велосипеда часть энергии от педаляжа уходит на раскачивание вилки. Особенно это чувствуется при езде в гору. Чтобы избежать раскачивания вилки, производители используют блокировки.


Какие бывают блокировки?

Блокировки бывают:

  • гидравлические (на более-менее приличных вилках) 

  • механические (дешевые вилки) 


Отличаются они принципом работы. 


Более совершенные – гидравлические, работают за счёт циркуляции масла через клапан, который можно с помощью регулировки перекрывать частично или полностью, тем самым блокируя работу вилки. А при сильном ударе на заблокированной вилке клапан открывается, пропуская масло и позволяя отработать сильный удар.


В некоторых системах гидравлических блокировок, например Rock Shox Motion Control, есть второй клапан на сжатие, который включается, если основной демпфер (устройство для гашения или предотвращения колебаний) полностью закрыт. Этот второй клапан интересен тем, что на нем можно более тонко регулировать срабатывание вилки в заблокированном состоянии. 


На рисунке: гидравлический картридж отвечающий за блокировку.


Механические вилки работают за счет поворотного механизма, который не имеет промежуточных положений: он либо блокирует вилку полностью, либо нет. Более того, если на заблокированной вилке влететь в крупную яму или препятствие, механизм блокировки может выйти из строя.


Как правильно настраивать блокировку вилки?


На вилках с механической блокировкой всего 2 варианта настройки: блокировка включена либо нет. 

На вилках с гидравлической блокировкой оптимальный вариант настройки тот, при котором раскачка при педаляже устранена, но при этом способность вилки обрабатывать неровности сохраняется в той или иной степени.


Кому нужна блокировка?

Особенно актуальна блокировка подвески для спортсменов — гонщиков, которым важно максимально эффективно использовать свои силы. Но эти блокировки должны быть удалёнными, то есть вынесены на руль для удобства пользования. На велосипедах для массового сегмента наличие блокировки не является необходимостью, потому что бюджетные вилки обладают низкой культурой изготовления (невысокой точностью изготовления, низким качеством обработки материалов), все это ведет к повышенному трению в подвижных элементах вилки. 


Таким образом, бюджетные вилки сами по себе не склонны к раскачке при педаляже, но и не способны обрабатывать эффективно неровности при езде. Наличие блокировки в таких вилках скорее маркетинг, нежели необходимость.